|
назад
оглавление далее
В болезни русский человек прибегал к спасительной силе животворящего
креста: Бог дал болезнь, даст и подмогу. Пост, молитва, молебен во здравие
считались надежными средствами. Чудодейственной силой обладали мощи святых
- к ним припадали толпы страждущих. Иорданская вода, четки и нательные
крестики, доставленные богомольцами от разных святых мест, тоже давали
надежду на скорое избавление от недуга. Нуждавшиеся в "специализированной"
медицинской помощи взывали к святым, "курировавшим" конкретные
хвори. Считалось, что один святой хорошо обороняет от падучей, другой
- от сухотной болезни, третий дает воспомоще-ствование при родах и т.
п. В Кирилло-Белозерском монастыре экскурсоводы обязательно покажут вам
мощный дубовый крест, до спичечной толщины изгрызенный мающимися зубной
болью богомольцами: основатель монастыря св. Кирилл блистательно чудотворствовал
именно на стоматологическом поприще.
Довольно рано на Руси начала формироваться и практическая медицина. Она
подразделялась на "правильную", сосредоточенную вокруг монастырей,
и знахарскую, унаследованную от времен языческих. Народ признавал за волхвами
и кудесниками немалую силу, пусть и весьма темного происхождения. Новгородский
летописец рассказывает, как спасали от падучей некую больную. Волхвование
не давало результата, пока знахарь не снял с себя нательного креста;
назад
оглавление далее
1  2 
3  4  5 
6  7  8 
9  10  11 
12  13  14 
15  16  17 
18  19  20 
21  22  23 
24  25  26 
27  28  29 
30  31  32 
33  34  35 
36  37  38 
39  40  41 
42  43  44 
45  46  47 
48  49  50 
51  52  53 
54  55  56 
57  58  59 
|