Со временем на Москве завелись и свои доморощенные эскулапы. Жизнь их тоже не была лишена превратностей. В 1686 г. "оптекарь" Мишка Тулейщиков отпустил "терапевту" Андреяну Харитонову вместо чудного средства - раковых глаз - золотник сулемы, а тот, не разобравшись, велел принимать ее подъячему Юрию Прокофьеву; вкусив "лекарства", болящий без лишних проволочек отправился в загробное царство. Наказали обоих горе-медиков: одного за прямую вину, другого за ротозейство.
И все же народная медицина еще долго властвовала в русских пределах. Но вот пробил час - и общественное мнение в один голос признало ее ярчайшим проявлением темноты, забитости, косности,- всего того, что Маркс походя окрестил идиотизмом деревенской жизни. Не вполне белый халат и клистирная трубка земского врача долго символизировали у нас торжество "правильного" здравоохранения. Но все же, как ни открещивалась научная медицина от своей непрезентабельной сестрицы, а деваться все равно было некуда. В конце XIX века врачи Саратовской губернии признавали: "Наличный медперсонал имеет возможность оказывать помощь не более чем 1/5 населения...",- и это далеко не в самом заброшенном углу необъятной империи. Проблема сплошь и рядом формулировалась с элементарной простотой: или медицина народная - или никакой другой. На III Всероссийском съезде врачей в 1899 г. знаменитый профессор Рейн выступил с блестящей речью в защиту народных способов врачевания. Он утверждал: в старинных русских рецептах гораздо больше тонких наблюдений, векового опыта, безошибочной интуиции, чем глупости и суеверий. назад
оглавление далее
|