ак
произошло рождение Спасителя.
Изгоняя наших прародителей из рая, Сам Бог обещал им Спасителя
(Быт. 3, 15), и неоднократно повторял это обещание (Быт. 22, 18; 2 Цар.
7, 12-13), чтобы приготовить людей к Его принятию. Все преобразования
и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились.
В церковном каноне на Рождество Христово говорится, что "мудрый
Создатель опять возстановляет человека, который, быв сотворен по образу
Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился
высшей Божественной жизни». Можно сказать, что вся Вселенная ожидала
небесного Искупителя.
Перед рождением Спасителя римский император Август, который правил
тогда и покоренной Иудеей, повелел произвести во всей обширной империи
всенародную перепись. Все подданные Римской империи отправились для
переписи в свои родные города. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе
Галилейском, но так как оба они происходили из рода и дома Давидова,
обитавшего в земле Иудовой, в Вифлееме, городе Давидовом, то они и направились
в этот город.
В этом городе и исполнилось предсказание пророков о рождении
Спасителя: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему:
Еммануил (Ис. 7, 14); И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами
Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в
Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5,
2).
Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо
и неизреченно в правление римского кесаря Августа в лето от сотворения
мира 5508: "повелением кесаревым была перепись, мы же во имя Тебя,
вочеловечшагося Бога нашего, вписались с число верных». "Повинуясь
кесареви повелению, Христе, ты вписался в число рабов, и нас, рабов
врага и греха, сделал свободными» - поет Церковь в Каноне на Рождество
Христово.
Родившийся в вертепе, Младенец, повитый пеленами, был положен
в ясли, что знаменует глубокое уничижение, до которого опустился грешный
человек, нуждающийся в небесной помощи Богочеловека. "Во яслех
восклонись Господь, да безсловество человечества исправит. В безсловесных
яслях Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, мое бо разрешити безсловесие
грядеши, еже подъях завистию змииною: пеленами же повитися, яко да расторгнеши
пленицы прегрешений моих".
Но ни ночной мрак, ни вертеп, ни ясли, ни пелены - эти первые
образы Его смирения и уничижения - не могли утаить Божественной славы
Младенца. О рождении Младенца тотчас узнали вифлеемские пастухи и восточные
мудрецы, то есть "простецы и мудрецы". Пастухи, пришедшие
в вертеп после явления им Ангела с воинством небесным, поспешили в Вифлеем
и первыми поклонились Младенцу-Господу.
Перед Его рождением явилась на востоке от Вифлеема чудесная звезда.
Своим явлением она возвестила миру, что воссияла звезда от Иакова и
восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов
Сифовых (Числ. 24, 17). Необычная звезда привела с востока, на поклонение
новорожденному Царю Иудейскому волхвов, или мудрецов, которые, падши
пред ним, поклонились и поднесли Ему дары - золото, ладан и смирну.
Золото - как Царю, ладан - как Богу, смирну - "яко человеку смертну".
По изречению Церкви, не только пастухи и волхвы узнали и исповедали
Христа Спасителя, но и каждая тварь принесла родившемуся Господу дар:
Ангелы - пение, небеса - звезду, пастыри - чудо, волхвы - дары, земля
- вертеп, пустыня - ясли, люди - Матерь Деву, язычество - начаток христианства
в своих волхвах.
Так, в Вифлеемском вертепе сквозь уничижение родившегося Спасителя
просияла Божественная слава.