ак
проводить святки.
Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют
святками, то есть святыми днями,
так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.
В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе
христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества
Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления.
Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления
является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее
и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование
распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6 января,
и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют
святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане
прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества
и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.
Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь
начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного
(умер в 530 году), в который вошли еще более древние чиноположения,
пишется, что во дни святок "никакоже
пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий",
и возбранено совершать священнодействие брака.
Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова
до Богоявления названы праздничными.
Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами
к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из
газет, нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища
с переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте,
всегда запрещала эти суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора
говорится: "Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы
узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о
них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий. Той же
епитимий надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье,
судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так
именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов
и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных
и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные
правила повелевают. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что
общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2
Кор. 6, 14-16). Так называемые календы (то есть языческие празднования
первого дня каждого месяца). Бота (языческое празднование Пану), Врумалия
(празднование языческому божеству - Вакху) и народное сборище в первый
день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные
пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов,
которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами
и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития
обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую
одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые
отныне, зная это, дерзнут делать чтолибо из вышесказанного, клириков
- повелеваем извергать из священного сана, а мирян - отлучать от общения
церковного".
В Священном Писании говорится: "На женщине не должно быть
мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо
мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Втор. 22,5).
Православное правительство Российской империи в своих законах
запрещало "в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок
заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь
в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные
песни".