ак
празднуется Рождество Христово.
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим
двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия,
изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: я
возвещаю вам, - говорит Ангел вифлеемским пастухам, - великую радость,
которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель,
Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в
пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное
воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и
на земле мир, в человеках благоволение!
Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает:
"Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в
нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе".
В пределах предпразднества и попразднества праздник Рождества
Христова продолжается двенадцать дней.
В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества
Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной
важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими
праздниками.
В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими,
потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь
новорожденному Царю царей.
Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах,
среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение
того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа,
но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам,
в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному
Христу.
Сам день Рождества Христова во плоти, как важнейший и торжественнейший,
в Богослужебных книгах Православной Церкви называется пасхою, праздником
тридневным. В этот день, по гласу Церкви, "всяческая радости наполняются.
Ликуют Ангели вей на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь
рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская
преста и царствует Христос во веки".
Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь начинает
и выражает пророческим утешительным пением на великом повечерии, которым
начинается всенощное бдение: "С нами Бог. Разумейте, языцы, и покоряйтеся,
яко с нами Бог". Великая радость Церкви в праздник Рождества Христова
проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения
Бога с человеком, о чем и благовествуется в евангельском чтении на утрени
(Мф. 1,8-25).
В древние времена бдение продолжалось всю ночь. "От ночи
до утра славословим Тебя, человеколюбче", - говорит Козьма Маиумский
в каноне на Рождество Христово.
Божественную Литургию в праздник постановлено совершать "порану
труда ради бденного".
После Литургии Церковь совершает благодарственное молебствие
Господу Богу об избавлении Церкви и державы Российской от нашествия
французов в 1812 году.
Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя,
Церковь издревле постановила совершать Богослужение в день Рождества
Христова без коленопреклонений, кроме благодарственного молебна за избавление
Отечества от врагов, разрешать пост, в какой бы день недели ни случился
праздник, и весь день церковного праздника сопровождать церковным звоном.
Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения
в храмах переносится и в жилища верующих. Подобно Ангелам, которые возвестили
великую радость вифлеемским пастухам и пели хвалу Богу, священнослужители
начинают славление в храме, в навечерие праздника, после Литургии: "Постановлено
вжигать свещник и поставлять его посреди церкви; а ликам стать вкупе
среди храма и петь возгласно: "Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума" и прочее".
С древних времен православные христиане проводили праздник Рождества
Христова благоговейно. Также и мы должны избегать развлечений и увеселений,
нарушающих святость праздника.