очему Петров
пост следует за днем Пятидесятницы.
День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия
Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший
одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,-
один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета
с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: "Вот наступают дни,
говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый
завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда
взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой
они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот
завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит
Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его,
и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг
друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все
сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому
что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более" (Иер.
31,31-34).
Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости
и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на
скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место
Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего,
подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не
по делам, а по благодати.
Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал
с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов
чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение
с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы
мы питаемся Господом, с нами обращающимся.
"После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно
необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными
даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством,
которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный
пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому
требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не
сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше
силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного
учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании,
чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных
дарований, ...нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными
угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку
то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и
напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется
плоть.
Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех
чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы,
выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие
в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения,
ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если
мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание
вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным,
когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть...
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай
- после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего
из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого
Духа, проходить поприще поста.
Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в
нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись
храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными
водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить
никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.
При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого,
если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить
себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви". Далее
св. Лев Римский пишет: "Из апостольских правил, которые внушил
Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили
то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.
Это они сделали потому, что заповеди Божий можно исполнить хорошо
только тогда, когда воинство Христово ограждено ют всех соблазнов греха
святым воздержанием.
Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно
в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти
дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и
проведенных нами в особом торжестве.
Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в
которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу,
которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно,
на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который
не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.
Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые
приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый
враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей
не взросли терние пороков.
Отвратить же это зло можно только милостию и постом".
Бл. Семион Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь
апостолов, "потому что через них мы сподобились многих благ и они
явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания.
Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом
в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными
Климентом, после сошествия Святого Духа одну наделю торжествуем, а потом,
со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов".