то такоe
артос.
Слово артос переводится с греческого как "квасной хлеб"
- общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.
Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое
видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных
торжеств, раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В
сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо.
Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях
о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие.
Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались
Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место
за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это
место хлеб.
Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник
Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение
того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом
жизни.
На артосе изображен крест, на котором виден только терновый
венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью,
или изображение Воскресения Христова.
С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы
оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание
постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть
между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии,
то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах
этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением
артоса.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением
в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос
полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое.
После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом
Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют
в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой
седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный
ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается
молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии
при целовании Креста раздается народу как святыня.
ак хранить и принимать
артос.
Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими
как духовное врачевство от болезней и немощей.
Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда
со словами "Христос воскресе!"