Наборы игр для активного отдыха. Крокет. Гордки. Бочче. Серсо. Интернет магазин.  
На главную страницу

Узнать больше о приготовлении блюд
Бутерброды. Салаты,закуски. Супы Основные блюда Гарниры Соусы Напитки Мучные блюда. Кондитерские изделия Десерты Консервирование Кухни народов мира Старосветский стол Рецепты постной кухни. «Трапеза» Видеорецепты

Поиск кулинарных рецептов из имеющихся у Вас продуктов осуществляется через поисковую форму. Вы вводите слова запроса через пробел, желательно писать слова без окончаний, чтобы не возникли проблемы со склонением. Поиск кулинарных рецептов осуществляется только со словами, которые Вы вписали. Подробней >>

В раздел журнала "Гастрономъ"

…но пусть чего-то не хватает! Cоветы и рецепты с фотографиями.
Материал предоставлен журналом "Гастрономъ".

"Дефицит", знаменитейшая миниатюра, которую он представлял от одного влиятельного "лица кавказской национальности", заканчивалась так: "Пусть будет изобилие, пусть будет все. Но пусть чего-то не хватает". Сегодня нам очень не хватает артиста масштаба Аркадия Райкина...

Марусины драники

О многом говорящая деталь: в мемуарах о Райкине, даже если речь идет об обедах и ужинах, вы в редких случаях обнаружите описание или даже упоминание блюд и напитков. Современники-сотрапезники постоянно писали о магнетизме, который излучал легендарный артист, о его обаянии. Какая еда, если рядом – Райкин, любимый артист СССР, или как точно заметил Михаил Жванецкий, "фигура в государстве, а не просто в искусстве"!..

Впрочем, он не был душой компании, громкоголосым тамадой. Театра ему хватало на сцене. Украшением хлебосольного застолья считалась Рома – так в домашнем кругу звали супругу Аркадия Исааковича и ведущую актрису его труппы Руфь Марковну Иоффе. (Она, кстати, приходилась родственницей видному ученому, которого упоминает в своей песенке про утреннюю гимнастику Владимир Высоцкий: "Главный академик Иоффе доказал: коньяк и кофе вам заменят спорт и профилактика".) Рома Марковна была удивительной, роскошной рассказчицей! И хозяин дома, великий лицедей, советский Чарли Чаплин признавал превосходство жены. Он "замирал за столом, за нашим раздвинутым для гостей столом, когда она рассказывала, всегда ярко, талантливо, с присущим ей одной юмором" – вспоминает их дочь Екатерина. В такие моменты Райкин "обводил всех глазами, уступал ей пальму первенства".

"Аркадий никогда не любил больших компаний. Он не был "заводилой" за столом. Не тянул внимание на себя, – свидетельствует друг дома, многолетняя партнерша Райкина по Театру миниатюр Виктория Горшенина и дает этому такое объяснение: – Он был молчаливым, скучноватым, вялым, но все подмечал, а потом использовал для своего творчества".

Работа! Для Аркадия Исааковича она всегда была на первом месте. Все – в топку творчества, в плавильный котел искусства. Черты для своих колоритных персонажей он искал и находил повсюду.

Довольно равнодушный к быту, даже вызывавший удивление своей нетребовательностью и неприхотливостью, Райкин тем не менее любил посещать всевозможные торжища. Особенно за границей, где его узнаваемость не была тотальной, как в родной стране. "Почему ему так нравились базары, магазины, толкучки? – задавался вопросом композитор Георгий Портнов. – Думаю, это радость золотоискателя, ученого-открывателя, поэта-философа. Это обилие разнообразного человеческого, цветового, вещевого материала приводило его во вдохновенное состояние. Какой-то реальный, но странный мир. А ведь вещи мало интересовали и заботили Райкина".

"Он не пьет и не курит, и ест в меру, и даже дом его устроен и обставлен куда скромнее (точнее, безразличнее), чем у людей, зарабатывающих так много" – писателю Евгению Шварцу можно верить: он работал у Райкина секретарем и какое-то время постоянно общался с ним.

Елизавета Уварова, помогавшая артисту работать над его мемуарами (дело происходило в доме творчества "Репино"), отмечала: "Не случалось, чтобы он попросил в столовой заменить какое-то блюдо. Его радовал (во всяком случае, так казалось) скромный чай, который мне удавалось "сервировать" в этих походных условиях".

Да, большая часть жизни великого артиста прошла на колесах, отсюда и безразличие к домашнему интерьеру, к еде. Театр постоянно гастролировал. Во время выступлений в столице Райкины останавливались обычно в гостинице "Москва", и номер 1212 на несколько месяцев из года в год становился их настоящим домом. Питались "казенным" – в ресторанах и кафе – или ходили в гости. И хотя в еде он был неприхотлив и чревоугодием не грешил, по домашним блюдам скучал.

Эльвира Токмакова, ленинградская соседка всенародного любимца, рассказывала: "Как-то раз к нам прибежала Маруся, домработница Райкиных, и стала просить картошки: Аркадий Исаакович только что вернулся с гастролей и хотел домашних драников. Очень он их любил! Маруся рассказала, что специально для него готовит драники по особому рецепту – натирает на терке картофель, отжимает его, добавляет крахмал, яйцо и чуть-чуть муки. Потом жарит на сковородке".

Встреча с Молоховец

Причины райкинского если уж не равнодушного, то довольно спокойного отношения к еде нужно, наверное, искать в детстве. Он родился в 1911 году, в Риге, в доме, где сильнее, чем пирогами, пахло… лекарствами. Дело в том, что его дед по материнской линии владел аптекой. "Она примыкала к жилым помещениям его дома, пропитанного запахом лекарств, – вспоминал Аркадий Исаакович, спустя много-много лет. – Я был привычен к этому запаху, не вызывавшему во мне тоскливого, гнетущего беспокойства, как часто бывает. Напротив, он связан для меня с чем-то уютным, теплым, очень домашним".

Неувлеченность бытом, вероятно, тоже передалась ему по наследству. Вот вполне характерная история. Из Риги семья переехала в Рыбинск. Было время военного коммунизма. Аркадий еще маленький, но этот случай запомнил: "Мама купила или, скорее всего, выменяла на базаре несколько фунтов сливочного масла. Это было большим событием, вызвавшим подъем духа у всех домочадцев… Дождавшись, когда отец вернется с работы (чтобы и он участвовал в торжестве), мы приготовились смотреть, как мама разрежет масло. Вот она взяла большой кухонный нож, примерилась и… Какого же было наше огорчение, когда оказалось, что там внутри – картошка!.."

В жизни Райкина было много удивительных встреч. Ему аплодировали Сталин и Брежнев. В его ленинградской квартире была Индира Ганди. Он выступал перед Ахматовой. Кстати, с Анной Андреевной косвенно связано одна вполне гастрономическая история…

В начале 60-х годов, во время гастролей в Англии, Райкин с женой специально приехали в Оксфорд, где великой поэтессе вручали докторскую мантию. И вот там они случайно познакомились с эмигрантом – внуком Елены Молоховец, написавшей когда-то кулинарную "библию" для молодых хозяек. Райкин признался, что сперва эта фамилия ему ничего не сказала, но с подачи супруги он "вспомнил, как в студенческие годы кто-то притащил эту книгу к нам в общежитие, и мы читали ее для развлечения вслух: то удивляясь диковинным блюдам, о существовании которых мы понятия не имели, то потешались над иными советами, с головой выдававшими "старорежимные" представления этого автора об ассортименте дежурных блюд, имеющихся на всякий случай в распоряжении каждой домохозяйки".

Театр, который не шатается

О том, что Райкин, сыгравший целую галерею забулдыг и пьяниц (вспомните хотя бы нетленное "В греческом зале, в греческом зале…."), терпеть не мог спиртного, говорят все очевидцы. "Максимум, что он себе позволял, – утверждает бывший главный администратор его театра Р. Ткачев, – это бокал сухого вина или одну-две рюмки коньяка по большим праздникам и после долгих уговоров".

Не пил сам, не желал видеть пьяных рядом. Когда его сын Константин стал первокурсником и вкусил студенческой вольницы с ее вечеринками и выпивками, Аркадий Исаакович быстро решил эту проблему. "Я один раз пришел домой немного выпивши, другой, а третий он заходит ко мне в комнату: "Костя, а почему ты пьяный?" – этим своим страшным тихим голосом. И все. Прошибло" – признавался нынешний руководитель театра "Сатирикон".

Виктория Горшенина пишет: "Он не терпел пьянства в актерской среде. Наш театр мы называли – "Единственный, который не шатается". Если в труппе появлялся даже очень талантливый, но пьющий актер, Аркадий под любым предлогом старался от него избавиться".

Однажды в их программу был приглашен циркач. Ужин на гастролях в гостиничном ресторане. Райкин заметил, что новичку официант несет полный граненый стакан. Он подошел к столику и поинтересовался, что в стакане. "Вода!" – покраснел артист. "Ах, вода! А меня мучит жажда. Можно выпить". "Пейте…" – только и выдохнул тот. И Райкин выпил граненый стакан водки медленными глотками, как воду. А сидевшим за столом актерам сказал: "Завтра спектакль. Всем надо быть в форме". И твердой походкой вышел из ресторана. На следующий день его жена рассказала, что в номере он, не раздеваясь, упал на кровать и проспал до утра беспробудным сном. Он совершенно не пил… Возможно, причиной было воспитание, или здоровье, которое с годами подводило его все чаще и чаще, надо было беречь силы для сцены, а играть народному артисту приходилось много. Его театр, где никогда не было свободных мест, был все-таки театром одного актера, публика шла "на Райкина".

Он не пил, а пьяных играть любил, считая, что с этим злом надо бороться силой искусства. Он изображал их даже дома. У Кати и Аркадия Исааковича была любимая застольная игра – "в пьяных". "Сначала я была просто навеселе, потом у меня клонилась голова и до отказа поднимались брови" – вспоминает его дочь. Но на этом моменте Райкин, говоря актерским языком, "кололся" и начинал хохотать, переставая ей подыгрывать…

Но он, король умного смеха, не только боролся за трезвость со сцены или с экрана. После оглушительного успеха миниатюры про человека, пытавшегося выпить и закусить в музее, артист решил действовать дальше. В мемуарах Райкин пишет: "Я пошел в соответствующее учреждение, посоветовал открыть на западный манер много кафетериев, бистро, не для того, чтобы они приносили какие-то доходы хозяйству, а чтобы было людям где посидеть в удовольствие в свободное время, побеседовать с друзьями, книгу почитать, журналы, газеты. На меня посмотрели как на фантазера, несущего всякую околесицу…"

Драники, запеченные с грудинкойДраники, запеченные с грудинкой, 4 порции

Что нужно:
8 картофелин,
2 яйца,
соль, перец по вкусу,
6–7 ст. л. растительного,
масла для жарки,
1–2 зубчика чеснока,
200 г копченой грудинки,
300 г сметаны.

Что делать:
Духовку разогреть до 180 С. Картофель очистить, промыть, обсушить и натереть на мелкой терке. Добавить яйцо, приправить солью, перцем и хорошо перемешать. Разогреть сковороду с маслом. Столовой ложкой выкладывать драники на сковороду и жарить на среднем огне с обеих сторон до образования золотистой корочки. Готовые драники перекладывать на бумажную салфетку.
Чеснок очистить, мелко порубить. Грудинку нарезать небольшими кубиками. Разогреть сковороду с маслом, обжарить чеснок, добавить грудинку и жарить еще 2–3 мин.
Дно небольших горшочков для запекания выложить драниками. Затем положить начинку из чеснока и грудинки поверх – оставшиеся драники; полить сметаной. Поставить горшочки в духовку, запекать 10 мин. Подавать горячими.

Цветная капуста с сухарями и чеснокомЦветная капуста с сухарями и чесноком, 4 порции

Что нужно:
1 большой кочан цветной капусты,
5 зубчиков чеснока,
щепотка сахара,
соль и черный перец по вкусу,
8 ст. л. растительного масла,
130 г панировочных сухарей.

Что делать:
Капусту промыть под холодной водой, разобрать на соцветия. Чеснок очистить, тонко нарезать ломтиками. В небольшой кастрюле вскипятить воду с сахаром и солью, положить капусту и отваривать 4–5 мин., до полуготовности. Затем откинуть на дуршлаг, дать стечь всей воде. Остудить. На сковороде разогреть 5 ст. л. масла, положить чеснок и обжарить его до золотистого цвета. Добавить панировочные сухари и, непрерывно помешивая, жарить еще 3–4 мин. Переложить на тарелку. Хорошо разогреть чистую сковороду с оставшимся маслом. На сильном огне быстро обжарить соцветия капусты, чтобы они подрумянились. Добавить сухари с чесноком, перемешать, приправить солью, перцем и подать.

Текст: Влад Васюхин.
Фото: Игорь Савкин.
Журнал "Гастрономъ".

В раздел журнала "Гастрономъ". Другие статьи и рецепты с фотографиями.

 



©Design & Soft - ShefPovar 2001-2011
On the information of the right are not protected
При использовании материалов активная ссылка (гиперлинк) на www.Eda-server.ru обязательна.


@Mail.ru