27/09/05 "Эко" - это такая наценка на еду.
Центр изучения общественного мнения КОМКОН на днях опубликовал результаты очередного исследования покупательских настроений в нашей стране. Впервые за многие годы каждый второй россиянин сказал, что готов немного переплачивать за продукты питания, если они будут гарантированно "экологически чистыми". Также большинство опрошенных назвали "здоровье" и "спорт" в качестве своих основных жизненных ориентиров. На такой спрос просто не могли не откликнуться российские производители. Они намерены в кратчайшие сроки развернуть рынок "эко"-продуктов в стране.
До последнего времени в России не было ни малейших предпосылок для создания рынка "эко"-продуктов. И вдруг они сразу появились. Под этим понятием во всем мире подразумевают продукты питания, в состав которых не входят
генномодифицированные растения или растения, выращенные с применением химикатов, а также мясо и молоко животных, выращенных с применением гормонов роста или антибиотиков. Конечно, произвести таких продуктов можно намного меньше, чем обычных. А значит, стоят они дороже. В Европе и Америке разница в цене на продукты с маркировкой "эко", "био", "органик" и т.д. - 2-3 раза. Все предыдущие опросы, производившиеся по заказу различных пищевых производителей, говорили об одном: наши люди хотели бы покупать полезные продукты, но переплачивать за них не готовы. И вот впервые ситуация изменилась, половина потребителей (респонденты живут в 75 городах России с населением не менее 100 тыс. чел.) готовы платить за экологичность еды.
Появление новой формации покупателей (вполне платежеспособной) не может не будоражить умы отечественных производителей, которые изо всех сил стараются занять пустую рыночную нишу. Ведь раз есть спрос, надо его как можно скорее удовлетворить. И здесь открывается огромное поле для "злоупотреблений". Поскольку в России напрочь отсутствует законодательная база, которая позволила бы хоть как-то отличить экологичные овощи и фрукты от их "химических" собратьев. "История" сельхозпродуктов весьма темна, выявить, чем их удобряли и с помощью каких средств сохраняли, практически невозможно. Но при этом то один, то другой производитель выкидывает на рынок минеральную воду, макароны или йогурты с маркировкой "Экологически чистый продукт". При этом в России не существует ГОСТа на такую продукции, зато есть ГОСТ P 51074-2003, который категорически не допускает подобную маркировку. Правда, ГОСТ - это не закон и носит всего лишь рекомендательный характер. Поэтому производитель может безнаказанно морочить голову потребителю.
"В определениях сейчас вообще очень большая путаница и даже демагогия", - говорит Михаил Мищенко, управляющий партнер компании CVS Consulting, занимающейся исследованием производителей в "эко"-сегменте рынка. С ним согласна и Светлана Ольшанская, руководитель исследовательского проекта КОМКОН: "Маркировка "экологически чистый", по нашим данным, на сегодня - это зачастую просто маркетинговый ход. Производители спекулируют этим словосочетанием, чтобы привлечь потребителя".
На фоне резко возросшего интереса масс к здоровому и экологически чистому питанию многие производители и законодатели (они всегда в курсе ситуации на рынке) стараются сохранить доверие потребителя к "эко"-продукту, ведь оно в ближайшем будущем сулит немалые прибыли. Они требуют немедленно законодательно закрепить параметры "эко", тогда появятся целые магазины "проверенных" продуктов. Продавать их планируют в аптеках, фитнес-центрах, спортивных сооружениях и специализированных отделах супермаркетов. Cообщают "Финансовые Известия".