Здравствуйте, уважаемые подписчики!
В данном выпуске хочу привести некоторые выдержки из вступительной
статьи В.В.Похлебкина, из его достаточно старой книги (1990), которые
во многом не потеряли своей актуальности. Мало знать количество ингридиентов
и время приготовления, есть еще масса "мелочей" от которых
зависит конечный результат. Итак, Похлебкин
В.В. Национальные кухни
народов мира Москва
1990 Вступительная
статья.
Не растерять
опыта прошлого
Взгляд на кулинарное мастерство как на одну из основ укрепления семьи
и в социальном и в здравоохранительном отношении стал ныне повсеместным,
доминирующим. Резко возрос интерес самого широкого круга людей к вопросам
истории, теории и практики кулинарии, к приобретению и изучению кулинарной
литературы. А это стимулирует выпуск кулинарных книг.
Однако вместе со стремлением побыстрее насытить рынок литературой повышенного
спроса появилась опасность распространения скороспелых, компилятивных,
эклектических книг. Дело в том, что многие десятилетия в общественном
питании господствовали ошибочные или поверхностные, упрощенные правила
и методы, стандарты и технические условия, которые постепенно становились
обязательной нормой и тем самым препятствовали усвоению и сохранению
созданных за века классических правил кулинарного мастерства.
Складывалась нелепая традиция регламентировать поваренные книги, их
содержание, ассортимент блюд и дозировку их до грамма и ставить саму
рецептуру блюд в прямую зависимость от продуктов, имеющихся в данный
момент в магазинах.
К сожалению, забывалось, что поваренные книги, рецептура — это ноты
кулинарного искусства, которые изменять нельзя, как нельзя из партитуры
симфонии вычеркнуть партии каких-либо инструментов только потому, что
промышленность не выполнила план по их выпуску. В результате упрощения
классических кулинарных рецептов, исключения и замены одних продуктов
другими кулинарное мастерство постепенно деградировало как в общественном
питании, в ресторанной кухне, так и в домашней, ибо нивелировке подвергались
все виды поваренной литературы, как учебной, так и популярной или научной.
Обычно все недостатки общепита сваливают на качество продуктов. Однако
показателем качества продукта является только его свежесть. Несвежий
продукт не должен вообще использоваться для кулинарной обработки. Несвежесть
— порок неустранимый. Если же под «плохим качеством» понимать, как это
часто делают, недостаточную упитанность мяса или, наоборот, его повышенную
жирность, или его замороженность, или костистость частиковой рыбы, засоренность
овощей и т. п., то с кулинарной точки зрения такие «отрицательные» свойства
не являются препятствием для создания высококачественных блюд. Именно
это имеет в виду китайская пословица: «Нет плохих продуктов — есть плохие
повара». Более того, из самых обычных продуктов, руководствуясь полным,
подробным, детализированным рецептом, не обходящим и не замалчивающим
все тонкости приготовления, даже не очень сведующий в кулинарии человек
может приготовить превосходное блюдо.
Вот почему поваренные книги не должны быть зависимыми от наличия продуктов
в том или ином районе или у того или иного лица. Только запечатлевая
кулинарный идеал, они сыграют свою главную роль: быть хранителями и
носителями лучших кулинарных традиций, содействовать правильному кулинарному
образованию нации.
Замечено, что у людей, в молодые годы усвоивших определенные кулинарные
навыки и рецептуру, вырабатываются в соответствии с этим определенные
вкусы, и они с превеликим трудом переходят на иные методы приготовления
или на иной ассортимент блюд, а чаще всего так и не расстаются с чем-то
привычным, освоенным, знакомым, будучи всегда субъективно уверены, что
привычное не может быть хуже. Вот почему ошибки в кулинарном образовании
масс исправляются крайне медленно — на это уходит, как правило, жизнь
одного, а то и двух-трех поколений. Отсюда ясно, что допускать, а тем
более распространять, тиражировать любые ошибочные представления в области
кулинарного мастерства, вольно или невольно внедрять дурные кулинарные
вкусы, а тем более превращать их в моду — далеко не безобидное занятие.
Приведу лишь некоторые примеры вредных кулинарных рекомендаций, которые
вели к ухудшению качества и вкуса блюд и тем не менее повторялись из
книги в книгу: вымачивание замороженной рыбы, оттаивание мороженого
мяса перед приготовлением, панировка мяса, рыбы, овощей в сухарях (вместо
муки), оставление пены в мясных, рыбных супах и введение в различные
пюре и другие кулинарные изделия пастеризованного «пакетного» молока
(вместо кипяченого) и т. д.
Все эти рекомендации имеют то общее, что исходят не из многовековой
кулинарной практики, а из ошибочных, надуманных представлений, объясняемых
якобы соображениями «гигиены», сохранения витаминов, белков и т. д.,
а не соображениями кулинарных правил и задачами улучшения вкуса блюд,
когда крайне важно, как тот или иной кулинарный технический прием, тепловая
или холодная обработка сказываются на консистенции и вкусе пищевого
сырья, улучшают или ухудшают его.
Точно так же превращались в стандартные, стойкие сочетания некоторые
из освоенных общепитом комбинаций продуктов, например: салат под майонезом
(вместо индивидуальных салатных заправок), рыба в томатном соусе, сосиски
с зеленым горошком, колбаса с тушеной капустой, макароны с мясным фаршем,
творог и творожные запеканки и иные изделия со сметаной, хотя во вкусовом
отношении эти сочетания далеко не идеальные, а блюда с томатной приправой
даже грубые.
Так происходила стандартизация общественных вкусов, воспитывались массовые
кулинарные привычки, прививались неумение и нежелание испробовать не
рекомендованный кем-то, а свой собственный вариант. Стандарты повсеместно
распространялись и на домашнее питание.
В целом в кулинарии обозначилась тенденция к упрощению композиции блюд,
сокращению и примитивизации приемов обработки сырых продуктов, облегчению
«кухонной работы» в результате отбрасывания некоторых непременных маленьких
операций, без которых получить высококачественную пищу невозможно. Упрощения
часто казались мелочью, то есть настолько несущественными, что им не
придавали никакого значения и забывали о них.
Неудивительно поэтому, что кулинарные тонкости становятся для новых
поколений подчас просто невосстановимыми. Приведу один маленький пример.
Ни в одной из поваренных книг, изданных за последние полвека, не обращается
внимание потребителя на то, что у всех морских рыб, а особенно у сельдевых
и скумбриевых, необходимо снимать подчешуйную (пленочную) кожу, как
бы она ни была тонка, а у речных и озерных рыб, если они абсолютно свежие,
парные, можно даже не снимать чешую — жарить, варить уху вместе с нею.
Сегодня в общепите с кожей варят даже камбалу, толщина покрова которой
достигает 2—2,5 мм. А на одном из лучших в стране консервном заводе
в деликатесные скумбриевые консервы рыба закладывается без снятия верхней
тонкой кожицы (пленки), что не только ухудшает вкус продукции, но и
резко сокращает сроки ее хранения: такие изделия портятся вдвое быстрее
теоретически предусмотренного срока. Из-за несоблюдения этой кулинарной
«мелочи» государство и потребители несут колоссальные убытки.
Желающие
могут ознакомиться с полной версией статьи на нашем сайте